Релейно-процессорная централизация
стрелок и светофоров с использованием
распределенного контролируемого пункта
(РПЦ-ДОН)

Возможности программно-аппаратного комплекса на базе РПЦ-ДОН позволяют решать целый спектр мультихозяйственных задач, таких как: диспетчерское управление участком (ДЦ), автономное управление станцией (ЭЦ), управление соседней станцией (ТУМС), метрологические измерения всех видов устройств ЖАТ (СТДМ) и др.

Программно-аппаратный состав комплексной системы управления движением поездов включает:

  • оборудование распределенного контролируемого пункта;
  • аппаратно-программный комплекс поездного диспетчера – АРМ ДНЦ;
  • аппаратно-программный комплекс рабочего места дежурного по станции АРМ ДСП (или района управления малыми станциями);
  • аппаратно-программный комплекс автоматизированного рабочего места электромеханика (АРМ ШН) с функцией метрологических телеизмерений устройств ЖАТ;
  • оборудование связи линейного пункта и центрального поста.

Варианты построения системы

Новое строительство

Блочная исполнительная группа Прототип – МРЦН-10

Релейная исполнительная группа Прототип – ЭЦ12-03

Основные технические решения, определяемые по техническим условиям:

  • Пятипроводная схема управления стрелками с любым типом электроприводов
  • Светофоры со светодиодными светооптическими системами или двухнитевыми лампами
  • Станционные тональные рельсовые цепи с применением аппаратуры с цифровой обработкой сигналов или комплекса ЦМ-КРЦ, с резервированием или без резервирования
  • Дублированные датчики УКСПС любого поколения с построением схем фиксации предотказного и сработавшего состояния
  • Питающая установка на основе комплекса панелей ЭЦК или панели ПВВ-ЭЦ с применением УБП и ДГА
  • Размещение рабочего места дежурного по станции локально или удаленно от релейного помещения

Частичная модернизация

Блочная исполнительная группа – система ЭЦ9

Блочная исполнительная группа – система МРЦ13

Релейная исполнительная группа Прототип – система ЭЦ12 различных годов

Основные технические решения, определяемые по техническим условиям:

  • Существующие схемы установки, разделки и отмены маршрутов
  • Пятипроводная или двухпроводная схема управления стрелками с любым типом электроприводов
  • Существующие схемы управления огнями светофоров
  • Существующие станционные рельсовые цепи тональные или фазочуствительные, с модернизацией или без модернизации
  • Дублированные датчики УКСПС любого поколения с построением схем фиксации предотказного и сработавшего состояния, с укладкой кабеля при необходимости
  • Существующая питающая установка, при необходимости модернизация

Структурная схема CAN сетей

Структурная схема CAN сетей

Связь между функциональными блоками в пределах одной группы осуществляется по отдельной сети связи. Каждая сеть построена на базе шины CAN (Controller Area Network) спецификации 2.0В (стандарт ISO 11898). Сети CAN1 и CAN2 дублируют друг друга и предназначены для передачи сигналов телесигнализации и команд телеуправления.

Сети CAN3 и CAN4 предназначены для передачи информации о результатах дискретной и параметрической аналоговой диагностики в подсистеме телеизмерений. Сеть CAN4 строится на объектах, имеющих более 400 точек подключения блоков телеизмерения. Каждая CAN сеть получает питание 24В через отдельные предохранители номиналом 5А, с автоматическим резервированием.

Определение места установки блока и его адресация в сети осуществляются автоматически по данным, получаемым от RFID транспондера, имеющего уникальный 512-разрядный адрес.

Резервирование предохранителей

Резервирование предохранителей

Резервирование предохранителей в цепях питания стативов NП, цепей телесигнализации П-ТС, ввода ответственных команд П-ОТУ, групповых шин Пз, ПВз, ПСП, ПЛ, ПК обеспечивается средствами РПЦ-ДОН. Устройствами резервирования предохранителей резервируются:

  • рабочие предохранители первой и второй фаз в схемах управления стрелками;
  • контрольные предохранители групп стрелок;
  • предохранители в проводе ПХС в схемах включения поездных светофоров, предохранители маневровых светофоров резервируются при наличии свободных выводов УРП;
  • предохранители в проводе ПХРЦ трансформаторов, питающих путевые приёмники и генераторы;
  • предохранители в проводе ПХРЦ, питающие кодирующие трансформаторы (при АЛСН 50Гц) или ПЧ50/25 (при АЛСН 25Гц);
  • предохранители в проводе ПХРЦ в цепи источника питания ППК-ПМК;
  • предохранители в проводе ПХР в схемах питания и увязки с автоблокировкой и полуавтоматической блокировкой;
  • предохранители в проводе ПХР в цепи питания датчиков УКСПС.

Структурная схема питающей установки РПЦ-ДОН

Структурная схемапитающей установки РПЦ-ДОН

  • Обеспечение работы от одного фидера и ДГА
  • Режим горения светофоров День/Ночь
  • Формирование мигающих полюсов светофоров
  • Защита от глубокого разряда батареи
  • Контроль исправности аккумуляторной батареи
  • Резервирование от аккумуляторной батареи релейных схем, АРМ ДСП, контрольных цепей стрелок, красных ламп входных светофоров при переходе питания с фидера на ДГА и обратно
  • Резервирование источников питания нагрузки 24В и заряда аккумуляторной батареи

Основные функции программного комплекса АРМ ДСП

Основные функции программного комплекса АРМ ДСПй

  • Контроль поездного положения;
  • Индивидуальный контроль состояния объектов централизации – стрелок, светофоров, рельсовых цепей, переездов, датчиков УКСПС, автоматики на прилегающих перегонах;
  • Управление устройствами СЦБ в режимах маршрутного или раздельного управления, или ввода ответственных команд;
  • Активный логический контроль ввода команд с динамическим слежением;
  • Логический контроль функционирования устройств СЦБ с формированием предупреждающих сообщений, требующих подтверждения прочтения;
  • В увязке с системой ЭССО численный контроль количества осей, вышедших на перегон;
  • Звуковое и речевое оповещение ДСП, работающих на путях, локомотивных бригад, пассажиров;
  • Протоколирование и хранение информации о процессах контроля и управления устройствами СЦБ;
  • Отображение параметрического контроля внешнего электроснабжения.

Режим ответственных команд в системе

Система РПЦ-ДОН обеспечивает ввод и реализацию следующих ответственных команд:

  • Вспомогательная смена направления движения на пути перегона при автоблокировке;
  • Искусственная дача прибытия при полуавтоматической блокировке;
  • Аварийный перевод стрелок без контроля свободности стрелочного участка ;
  • Включение пригласительного сигнала на светофоре;
  • Искусственная разделка изолированного участка;
  • Выключение из зависимостей УКСПС;
  • Включение и выключение переездной, пешеходной, тоннельной, мостовой сигнализации;
  • Разблокирование перегона или первого участка удаления при АБТЦ;
  • Сброс системы ЭССО.

Состав ответственных команд может быть расширен с появлением новых типов и классов устройств ЖАТ.

Система РПЦ-ДОН обеспечивает повышенную безопасность подсистемы ввода и реализации ответственных команд:

  • При входе в режим ввода ответственных команд блокируется задание и выполнение всех видов команд, кроме ответственных;
  • Использование релейного дешифратора ответственных команд с контролем ввода предварительной и исполнительной команд;
  • Ограниченный во времени алгоритм ввода команд. Выполнение команд прекращается при несвоевременном вводе, и выполняется сброс ранее возбужденных реле дешифратора;
  • Все ответственные команды подтверждаются нажатием кнопки счётчика ввода команды;
  • На всех стадиях ввода команд до нажатия кнопки-счётчика существует возможность прекращения ввода и отмены ранее выданных воздействий;
  • Для сравнения в системе МРЦ13 контакт путевого реле может быть зашунтирован кнопкой аварийного перевода. В РПЦ-ДОН выполняется двухполюсное размыкание цепей пусковых реле контактами реле первого класса надёжности.

Дополнительные сервисные функции

Логический контроль устройств СЦБ и действий ДСП

  • Контроль ложной занятости/свободности участков пути
  • Динамическое блокирование ввода ошибочных команд, задаваемых ДСП
  • Контроль временных параметров устройств СЦБ:
    • замедления сигнальных реле;
    • выдержки времени на отмену поездных и маневровых маршрутов;
    • времени искусственной разделки и др.
  • Контроль исправного функционирования устройств СЦБ:
    • потери контроля стрелки;
    • силы тока электродвигателя при переводе стрелки;
    • параметров энергоснабжения и др.

Протоколирование технологических событий и действий ДСП

  • Протоколирование и хранение информации о:
    • состоянии объектов контроля и управления;
    • командах управления и действиях ДСП.
  • Просмотр протоколов архивных событий с возможностью их классификации по различным критериям (тип объекта, тип события, время возникновения и т.д.)
  • Возможность поиска событий (неисправностей, предотказных состояний,...) в архивной базе протоколов
  • Создание твердотельных копий выбранных протоколов технологических процессов.

Основные функции программного комплекса АРМ ДСПй

Звуковое оповещение персонала и пассажиров

  • Выдача информационных сообщений в:
    • звуковую подсистему рабочего места ДСП;
    • сеть радиосвязи;
    • парковую связь.
  • Выбор и активация произвольного набора зон звукового оповещения
  • Звуковое предупреждение персонала о появлении поезда на участке приближения
  • Оповещение машиниста поезда по радиосвязи о срабатывании устройств УКСПС.

Основные функции программно-аппаратного комплекса АРМ ШН

  • Диагностирование устройств РПЦ на основе логического и параметрического контроля (релейных и микропроцессорных средств, рельсовых цепей всех типов, устройств кодирования рельсовых цепей, устройств электропитания)
  • Протоколирование и документирование технологических процессов
  • Отображение поездного положения
  • Звуковое, голосовое и графическое оповещение электромеханика

Основные контролируемые аналоговые параметры

  • Напряжения на фидерах электропитания, батареях и контрольных точках питающей установки, источниках электропитания линейных цепей;
  • Напряжения на путевом реле, выходах путевого генератора, фильтра, входе путевого приёмника с частотным анализом сигнала в нормальном, шунтовом режимах работы рельсовых цепей;
  • Напряжения и силы тока в кодирующих проводах с определением значности и временных параметров кода АЛСН;
  • Напряжения и силы тока в линейных проводах схем датчиков УКСПС;
  • Непрерывное измерение посредством РКП ИСИ01 сопротивления изоляции цепей управления и контроля стрелок, светофоров, датчиков УКСПС, релейных и питающих концов ТРЦ и др.

Основные контролируемые аналоговые параметры

Пример результатов измерений токов и напряжений кодовой импульсной рельсовой цепи

Пример результатов измерений токов и напряжений кодовой импульсной рельсовой цепи

Пример вывода результатов аналоговых измерений напряжения фидера и параметров контрольной батареи

Пример вывода результатов аналоговых измерений напряжения фидера и параметров контрольной батареи

Графическое отображение параметров с отклонением от нормы

Графическое отображение параметров с отклонением от нормы

Пример архива

Пример архива

Техническое перевооружение ЭЦ на Южно-Кавказской железной дороге Республики Армения

Техническое перевооружение ЭЦ на Южно-Кавказской железной дороге Республики Армения

Комплекс выполненных работ:

  1. Оборудование 4 станций (постов ЭЦ) комплексной системой АРМ ДСП на базе релейно-процессорной централизации РПЦ-ДОН с функциями ЭЦ, ДЦ, технической диагностики и мониторинга без замены существующего релейного и напольного оборудования;
  2. Создание Центрального поста диагностики и мониторинга;
  3. Комплексное восстановление рабочей документации;
  4. Приведение в соответствие предыдущим проектным решениям релейной аппаратуры постов ЭЦ;
  5. Замена питающих установок.
  6. Производство, комплектация и поставка оборудования согласно выполненной проектной документации;
  7. Проведение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ в условиях высокогорной местности в сжатые сроки.

Функционально-структурные особенности проекта:

  1. Проведена частичная модернизация устройств ЭЦ с включением нового микропроцессорного аппарата управления и проведением работ в непродолжительные технологические «окна» 6–10 часов;
  2. Реализован режим телеуправления от крупных станций малыми станциями (мини ДЦ);
  3. Реализован режим метрологического телеизмерения и логической обработки предотказных состояний устройств ЖАТ;
  4. Создан диагностический центр сбора и обработки данных телеизмерения устройств ЖАТ;
  5. Произведена увязка с системами ЭССО, МПАБ.